Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Вопросы, на которые нужно знать ответы при выборе поставщика

0

Недавно я затронул тему, где искать поставщиков интернет-магазину. Сегодня хочу ее продолжить. Часто новички в бизнесе совершают множество ошибок при работе с поставщиками. Одна из которых, это неумение вести переговоры и задавать правильные вопросы, перед тем, как решить стоит или не стоит работать с тем или иным поставщиком.

Очень часто, начинающие предпринимателе в самом начале, не особо разбираются в поставщиках и условиях сотрудничества, заключая договора с теми, кого удалось найти, и кто согласился работать. А по мере работы выясняется, что цены не такие уж и «вкусные», что нельзя вернуть товар, если клиент отказался от покупки. Да и вообще доставку поставщика приходится ждать очень долго. А клиенту, как вы надеюсь понимаете, глубоко наплевать на то, что вас подвел поставщик. Негативный отзыв он напишет вашему магазину! Поэтому давайте разбираться, что нужно учесть при выборе поставщика.

Первое, что хочу сразу отметить, это не стесняться торговаться с поставщиком. Даже есть у поставщика есть фиксированный прайс-лист с ценами, это еще не значит, что эти цены окончательные. Далеко не к каждому поставщику выстраиваются очереди из желающих закупить у него товар. И поставщик также вынужден работать со своими клиентами (т.е. с вами) максимально гибко, насколько это для него приемлемо. Конечно, в разных нишах есть свои нюансы при работе с поставщиками, но в целом вещи о которых я буду писать, применимы практически везде. Просто калибруйте немного информацию под ваш бизнес.

Чеклист вопросов поставщикам

Стоимость товара и ограничения. Помимо того, что стоит проговаривать стоимость товара при каждой закупке, стоит еще поинтересоваться нет ли ограничений на установку розничной цены. Так называемая РРЦ (рекомендованная розничная цена). Соблюдение которой могут с вас потребовать. Обычно ее указывают в прайс листе, но есть и исключения, когда это может стать сюрпризом для магазина.

Рекомендованная розничная цена РРЦ. Мем

Хотя она и называется «розничная», соблюдения ее требуют и от интернет-магазинов. Кто-то требует жестко, кто-то изредка и стесняясь… тут все зависит от самого поставщика. Если не будете соблюдать эту цену, то в глобальном плане это не приведет к катастрофе. Но вот поставки товара вам могут закрыть.

Дополнительные скидки и бонусы. Спрашивайте поставщика о дополнительных скидках и бонусах. Например, при покупке на определенные суммы, или в определенном количестве. Часто, сравнивая прайсы поставщиков и читая условия сотрудничества, не очевидно о дополнительных привилегиях. Возможно, кто-то готов двигаться по цене на очень приемлемых для вас условиях, уже в самом начале вашего сотрудничества. Или у поставщика есть возможность брать товар на реализацию или давать широкую «кредитную линию» (товар забираете сегодня, а оплачиваете позже), и т.д.

Контент и интеграция с ИМ. Не лишним будет поинтересоваться на наличие у поставщика дополнительно информации по товару, в виде качественных фотографий, описаний и характеристик. Это может сильно облегчить скорость наполнения вашего сайта товарами. И это может привести к уменьшению издержек на содержание нескольких контент-менеджеров. Также некоторые поставщики могут поддерживать интеграцию и автоматизацию с вашим сайтом, по контенту и наличию товара.

automatization-sima-land

Богатство ассортимента. Часто, крупные поставщики занимаются очень широким спектром продукции, который, возможно весь вам не нужен, т.к. вы работаете в узкой нише. Изучите весь ассортимент поставщика, и поинтересуйтесь есть ли аксессуары к вашему основному ассортименту, или смежные категории товаров, которые вы тоже можете продавать. Например, для магазина штор, это могут быть карнизы, жалюзи или вовсе постельное белье.

Сопроводительные документы и условия оплаты. Уточните, какие именно документы, поставщик предоставляет при отгрузке товара. При работе с мелкими поставщиками или, например, перекупщиками, отсутствие необходимых сопроводительных документов, может сыграть с вами злую шутку. Узнайте, как вы можете расплачиваться с поставщиками – наличка, безналичка, электронные деньги и т.д. Или как уже писал, есть ли возможность брать товар на реализацию или оплачивать товар позже. Конечно, на первых порах вам просто так никто товар не предоставит, но при долгосрочном сотрудничестве, могут быть доступны подобные «плюшки».

Минимальная партия товара. Для новичков в бизнесе, без больших стартовых капиталов за плечами, этот вопрос может быть решающим. Крупные поставщики могут ограничивать минимальную сумму для закупки. Хорошо, если она подъемная в 10 или 20 тысяч рублей… а вот если 100 и 200 тысяч, то далеко не каждый молодой предприниматель, готов закупаться такими суммами. Особенно, если канал сбыта у него еще не налажен. В ряде ниш, есть крупные поставщики, которые готовы продавать товар даже в единичном экземпляре. Новичку, не знакомому еще с рынком, желательно остановиться на подобных, чтобы потом большая часть товара не стала «неликвидом», и не пришлось его продавать по себестоимости или вообще в минус.

Информирование о наличие товара. Стоит понимать, что вы у поставщика не единственный клиент. И тот прайс-лист, который он вам прислал буквально пару часов назад, он прислал и другой сотне (если не тысяче) магазинов (ваших конкурентов). К тому моменту, когда ваш клиент закажет у вас товар, его вполне может не оказаться на складе поставщика или он будет уже в резерве под другой магазин. Клиенты очень не любят подобные ситуации, когда у вас на сайте товар висит в наличии, а вы перезваниваете клиенту и сообщаете, что к сожалению, товара в наличии не оказалось. Такой клиент с большой радостью напишет вам негативный отзыв.

Плохой отзыв о магазине

Конечно, подобные ситуации происходят, в основном, в тех случаях, когда вы не имеете своего склада, а торгуете со склада поставщика. Поэтому, поинтересуйтесь сразу, возможно ли как-то максимально точно видеть ассортимент и наличие товара поставщика.

Доставка товара и сроки отгрузки. Уточняйте у поставщика. В какие сроки он может отгружать товар. Причем, не только в какие дни, но и по времени. Например, какие-то поставщики не работают по выходным и после 18:00. И если, ваш клиент заказал после шести вечера в пятницы, то отгрузить товар вы ему сможете не раньше понедельника (скорее всего во второй половине дня). А это не всех клиентов может устроить. Если вы или ваш курьер забирает товар со склада поставщика самостоятельно, то уточняйте, в какое время это можно сделать, и сколько в среднем по времени занимает процесс отгрузки.

Условия возврата поставщику. К сожалению, новички, часто упускают этот вопрос из виду. А он оказывается немаловажным, особенно если начальный капитал на создание и продвижение бизнеса не очень большой. Случаются ситуации, когда клиент отказывается от товара по ряду причин. Особенно это обидно, когда клиент отказывается от товара, когда вы ему уже привезли его на дом или в офис. Мол, выглядит не так, цвет на мониторе был другого оттенка или просто передумал покупать. А вы товар то уже оплатили у поставщика. И иногда выясняется, что поставщик назад товар не принимает, по какой-то из причин.

Возврат товара поставщику

Например, товар был распакован клиентом и по коробке уже видно, что ее вскрывали. «Молодняк» не сильно подкованный, обычно начинает наезжать на поставщика, мол как-так, есть «закон о защите прав потребителей», вы мне все должны… бла-бла-бла. Но опытный поставщик, обычно быстро опускает такого предпринимателя с небес на землю. Дело в том, что «закон о защите прав потребителей» действует в случае, когда есть предприниматель (Он же магазин. Например, ИП или ООО), и конечный покупатель (физ. лицо). А вот отношения между двумя предпринимателями, да еще и с договором поставки, регулируется гражданским кодексом. Поэтому сразу оговаривайте с поставщиком вопросы, связанные с возвратом товара. И условия, которые должны быть соблюдены, чтобы поставщик вас не продинамил.

Работа с бракованным товаром. Вне зависимости от именитости производителя, товар может иметь заводской брак или брак может проявляться в процессе эксплуатации. Не забудьте поднять с поставщиком и этот вопрос. Правда работа с браком, в разных нишах выглядит по-разному. Например, брак постельного белья за 3000 рублей, и брак холодильника за 30000 рублей, вещи разные. Также бывают случаи, что вам необходимо доказать поставщику, что брак произошел не по вине клиента и не на вашем складе, а имеет место быть заводской брак. А бывает наоборот, когда поставщик знает частые случаи брака, и при их возникновении, максимально облегчает процесс взаимодействия, производя процесс замены товара или перезачет по деньгам.

Но не забывайте калибровать на ваш бизнес все прочитанное. Есть ниши, где очень множество нюансов при работе с поставщиками, и там количество вопросов может быть значительно больше. В общем, задавайте правильные вопросы поставщикам, и ищите среди них надежных партнеров. Успехов вам!