Персональный блог Сергея Сальникова

+7 (917) 599-46-93

Какие бывают варианты работы у современных интернет-магазинов?

Какие бывают варианты работы у современных интернет-магазинов

Рынок электронной коммерции увеличивается с каждым годом. Растет как количество интернет-магазинов, так и их оборот. И у любого из этих ИМ, есть своя концепция, вне зависимости от того, осознает это владелец или нет. Под концепцией подразумеваются многие вещи, начиная с того, каким образом вы будете покупать товар у поставщиков, какой ценовой политики придерживаться, или как будет происходить доставка до клиента. И еще множество разных вещей, которые влияют на общую картину.

В любом интернет-магазине, основополагающую роль играют логистические процессы. Как минимум, тандем из транспортной, складской и закупочной логистики. Это некий фундамент, который влияет на логику формирования бизнес-процессов внутри магазина. Эти варианты (типы/виды) интернет-магазинов, я привык называть «моделями». Их существует несколько, о них мы сегодня и поговорим.

Модель №1: Свой склад

Это, как говориться, классическая модель работы интернет-магазина. Когда весь товар, представленный на сайте, есть на складе. С этой модели начинали многие современные магазины. Она имеет популярность и сегодня. Розничные офлайн магазины, стремящиеся войти на рынок электронной коммерции, начинают с того, что открывают дополнительный канал продаж через интернет. И выставляют на сайте ту продукцию, которая есть у них на складе.

Тут есть как свои плюсы, так и свои минусы. Например, к плюсам можно отнести то, что с собственного склада вы можете значительно быстрее отгрузить товар клиенту. А сегодня это очень важно. Т.к. люди все меньше и меньше хотят ждать заказанный товар. И если вы не готовы, предоставить скорость доставки, которую хочет клиент, то он без особых проблем купит у вашего конкурента, который пообещает доставить быстро. Еще одним плюсом является то, что вы, в каждый определенный момент времени, понимаете, что у вас есть для продажи. Не нужно звонить поставщикам и уточнять, есть ли товар в наличии и можно ли за ним приехать.

Собственный склад интернет-магазина

Минусов тут побольше. Содержать свой склад значительно накладно, не только с точки зрения аренды помещения, но и с точки зрения вливания денег в покупку товара. Т.е. вы фактически «замораживаете деньги», которые могли пустить в рост вашего бизнеса. И, естественно, в самом начале пути, данная модель предполагает наличие более большого стартового капитала. Также товар необходимо учитывать и инвентаризировать. И в ряде ниш, вам для этого может понадобиться современные системы учета, типа 1С или аналоги. Это тоже требует знаний и денег.

Модель подразумевает и риски. Например, риск не продать товар, который вы закупили. Через некоторое время, закупочные цены могут снизиться, а у вас на складе лежит много товара по более высоким ценам. И тогда этот товар начинает превращаться в неликвид, с которым вы будете бороться, продавая на его на распродажах. В том числе и в минус себе. Другой риск, это возможность повредить товар у себя на складе или вовсе его лишиться, например, в случае кражи товара своими же сотрудниками. К сожалению, такое тоже иногда бывает в ряде компаний.

Модель №2. Товар со вклада поставщика

Это тоже очень распространенная сегодня схема, когда у магазина нет своего собственного склада с товаром. Основная работа идет с ассортиментом одного или нескольких поставщиков. Если заказов у магазина много, то конечно, нужно делать небольшой временный склад, где будут собираться уже заказанные клиентами товары. Но это, обычно, несопоставимо с собственным складом. Ни по объему, ни по затратам. Часто, этот «склад» может представлять собой небольшой стеллаж, установленный в офисном помещении.

Тут тоже необходимо вести, в некотором роде, учет товара. Формировать единый собственный прайс-лист для своих клиентов из множества прайсов поставщика. С учетом того, где вы можете его дешевле купить. Для этого, как правило, используются программы для обработки и автоматизации прайс-листов, о которых я уже писал ранее.

Из минусов, это дополнительные издержки на доставку товара. Приходится гонять курьеров не только на доставки, но и за товаром к поставщику. А на разовые каждодневные поездки к поставщику тратится значительно больше времени, нежели на большие и разовые поставки грузовыми автомобилями (как в случае со своим складом). Также увеличивается время обработки и доставки заказа. Т.к. вам необходимо созвониться или списаться с поставщиком, уточнить наличие товара на данный момент, и поставить товар в резерв. А после этого уже планировать забор товара и отправку его клиенту. Подобных случаях, доставка «день в день» обычно очень сложна.

Риски тут естественно гораздо ниже, т.к. количество товара на руках у вас минимально. Товар рискует стать неликвидом, если клиент отказался от него на доставке, а ваш поставщик не принимает товар обратно. Поэтому, следует сразу оговаривать с поставщиками условия возврата товара.

Модель №3. Дропшиппинг и товарные партнерки

Те, кто когда-либо слышал о том, что такое дропшиппинг, обычно, очень живо интересуются этой темой. Суть его в том, что он снимает множество логистических процессов с вас. Если вкратце, то вам не нужно содержать склад и работать с поставщиками, вам не нужно заниматься доставкой товара клиенту, а соответственно и приемом денег от него. В некоторых случаях, вам даже звонки от клиентов принимать не надо и консультировать их по товару. Все, что вам нужно, это привлекать покупателей на свой сайт, и передавать поступившие заказы компании-дропшиперу. Остальное они сделают за вас.

Доставка товара клиенту. Дропшиппинг

Из плюсов, это серьезнейшее упрощение бизнес-процессов. Можно буквально в одиночку работать самому на себя, не прибегая к каким-то сложным инструментам. Некоторые товарные партнерки, могут и сайт вам предоставить (или одностраничники). Остается только «лить» на них трафик и получать заказы.

Но не все так радужно, как может показаться на первый взгляд. Плюс становится минусом, если посмотреть под другим углом. Если вы внимательно присмотритесь к этой модели, то поймете, что этот бизнес вам не принадлежит. Основные бизнес-процессы на противоположной стороне, и вы не можете на них никак влиять. Т.е. фактически, вы остаетесь наемником, который за свои деньги рекламирует чужие товары, и получает за это небольшой процент.

Более того, вам сложнее продавать. Т.к. закупочные цены, которые вам показывают, зачастую сильно выше чем в прайс-листах поставщиков. Из-за того, что платформы дропшиппинга, закладывают там свои издержки и прибыль. Ведь именно они ведут основные бизнес-процессы. И вы вынуждены либо делать свою наценку сильно меньше, чтобы эффективно конкурировать. Либо сильно снижать свою прибыль, и зарабатывать совсем небольшие деньги.

Комбинированная модель

Сегодня, все чаше и чаще, начинают применяться комбинирование всех перечисленных моделей. Когда вы не зацикливаетесь на одной модели, и используете сразу две или три в разных пропорциях. Например, 60% товара у вас на складе поставщика, а 40%, наиболее ходовых товаров, вы держите на собственном складе. Или недорогие и негабаритные товары у себя, а большие и тяжелые у поставщика. Когда есть деньги на товар и настроены свои логистические бизнес-процессы, дропшиппинг сюда очень редко вплетают. Но, бывает, встречаются и такие комбинации.

Кто-то вырастает в комбинированную модель из розничного офлайн магазина, осознав, что можно не ограничивать свой ассортимент, и выкладывать на сайте товары от поставщика наравне со своими на складе. А кто-то наоборот, начав с небольших бюджетов и с работы с товаром от поставщиков, понял какие товары пользуются наибольшим спросом и гарантированно продаются, и закупил их себе на склад.

Понравилась статья?

Подписывайся и узнавай о новых статьях первым!

Уже подписалось 215 человек.

Метки: #, #, #, #, #, #, #, #, #

Комментарии