Нажмите клавишу «Enter», чтобы перейти к содержанию

Разделяй и властвуй! Или как правильно управлять деньгами своей компании

0

Многим предпринимателям в малом бизнесе, порой очень сложно приходится при работе с деньгами своей компании. Сегодня в школе не учат финансовой грамотности, хотя деньги неотъемлемая часть нашей жизни. С приходом человека в бизнес, финансовая грамотность, обычно, не вырастает сильно. Предприниматели, не умеющие управлять своими финансами и финансами своей компании, как правило развиваются достаточно долго. Т.е. вместо того, чтобы в течении года-полутора, на строительство прибыльной компании, уходит порядка 4-5 лет, а в некоторых случаях и больше. В этой статье, поговорим о том, как правильно управлять денежным потоком на благо компании.

Периодически при диалоге с предпринимателями, мне приходится «наблюдать» такую картину, когда деньги на развитие какого-то направления есть, но т.к. оно еще не проверено и рисовано, то как бы и не очень хочется. А говоря по-простому «жаба душит». И часто получается так, что эта самая жаба душит ваш собственный бизнес. Давайте разбираться почему так происходит.

Дело в том, что большинство предпринимателей регистрируются как ИП, а это дает полный доступ к деньгам. Грубо говоря, все что заработал – все твое, за исключением налогов. И часть предпринимателей начинают отождествлять себя со своей компанией. Я имею ввиду то, что, если компания заработала прибыли 300 тысяч рублей – значит он заработал 300 тысяч. А это как раз-таки, в корне неправильно. Как я уже упомянул, в школе нас не учат финансовой грамотности, но за то, нам с детства по телевизору и с помощью других источников информации навязывают стереотип «потреблядсва». Мол, этот свитер уже не модный, он прошлого сезона, тебе срочно нужен другой. Или этот смартфон уже прошлый век, тебе обязательно нужен новый, из флагманской линейки. Или эта машина уже беспонтовая и старая, обязательно купите новую из премиум сегмента – это показатель вашей успешности! Ну и так далее и тому подобное. Примеры, как понимаете, сильно утрированны, но суть понятна. И такое давление происходит практически отовсюду, но не напрямую, на подсознательном уровне. И даже когда предприниматель начинает неплохо разбираться в маркетинге и теме же методами привлекать себе клиентов, создавая у них в подсознании потребность в товаре, даже тогда предприниматель не перестает «клевать» на маркетинговые приемы других предпринимателей. Которые тоже в свою очередь, стараются продать свой товар. Привычка потреблять очень стойкая и избавится от нее очень сложно. И не важно кто ты при этом – босс или подчиненный.

И получается так, что предприниматель при получении более-менее стабильных прибылей, начинает увеличивать уровень своей жизни. Покупает новую машину, начинает стройку на даче, в квартире косметический ремонт, начинает ходить по кафе и ресторанам… и все вроде замечательно, жизнь начинает налаживаться. Но это продолжается, как правило, не вечно и суровая реальность быстро ставит на место, показывая, что конкуренты тоже не дремлют, и сотрудники теряют продуктивность, пока вы не в офисе, а на даче ремонтом занимаетесь и т.д. Прибыльность бизнеса падает, денег становится все меньше и меньше, жена начинает пилить, что шубу очередную ей не можешь купить и прочие радости жизни… в общем приходит большая и толстая #опа.

В другом случае, если большая и толстая еще не пришла, происходит чуть другая картина. Предприниматели менее охотно реинвестирую деньги в свой бизнес. Например, нужно увеличить вложения в рекламу, а это статья порой затратная и без гарантий окупаемости. И вот встает дилемма – «обещанная шуба жене» или «развитие бизнеса». Ох как трудно выбрать порой бывает, ведь количество денег, поступающих от бизнеса ограничено. А бывает и так, что не хочется рисковать деньгами, ведь они «мои», мне так хорошо и комфортно с ними. А тут придется на несколько месяцев либо свою «зарплату» порезать, либо вообще без нее некоторое время перекантоваться. И предприниматель, никак не может решиться, как быть в такой ситуации, как распорядиться «своими деньгами».

Риски предпринимательства

Ответ, на самом деле, лежит на поверхности и в названии этой статьи.  Как говорили римляне – «разделяй и властвуй». Если вы не хотите в бизнесе и в личной жизни повторять ошибки многих ваших коллег, то даже на самом раннем этапе, вы должны разделить поступления денег из бизнеса на «свои» и на «деньги компании». Разделить не только физически, но и психологически (а это куда сложнее, чем кажется). Тогда вы точно будете знать, сколько можете потратить на бизнес, а на какие деньги можете жене шубу купить или себе гаджет какой.

Например, при 300 тысячах рублей прибыли в месяц, вы разделяете так: 80 т.р. – это мое, а 220 т.р. – это деньги которые вы можете реинвестировать в бизнес. Такая схема не даст вам забыться и уйти в «загул», а также даст возможность вашему бизнесу дышать. Вы понимаете, что на следующий месяц компания располагает суммой в 220 т.р., которые вы будете тратить на бизнес (закупка новых партий товара, продвижение, найм новых сотрудников и т.д.). Если вам удалось психологически разделить эти суммы, то прощаться с деньгами компании будет значительно проще. А прощаться с деньгами нужно, т.к. деньги — это кислород в кровеносной системе вашего бизнеса. Если снижать количество кислорода в крови, то сначала станет немного мутить, потом самочувствие еще ухудшиться, и так до так пор, пока бизнес не отбросит копыта.

Необходимо постоянно искать и пробовать новые методы и направления в бизнесе. Если постоянно себя ограничивать, то, как правило, развиваться вы будете очень долго. Вы будете 4-5 лет делать то, что другие делают за год, максимум за два. Конечно, ошибки в процессе неизбежны. Часть денег вы будете спускать в трубу, но за это вы получите ценный опыт, без которого в бизнесе очень сложно.

Такая простая примитивная схема распределения денег справедлива больше для небольших бизнесов. Например, для интернет-магазинов с объемом заказов не более 300-400 в месяц. Когда бизнес-процессы еще примитивны, количество сотрудников еще не много, и вы в силах самостоятельно управлять всеми процессами и потоками денег, т.к. они еще не большие и понятные.

При росте бизнеса, растет и количество оборотных денег, и начинают формироваться разные отделы со своими начальниками и т.д. В этом случае, принцип остается тем же. Вы по-прежнему должны четко разделять деньги на собственные и на деньги компании. Но ваши отделы уже могут иметь собственные бюджеты (кусочки от общего «пирога»). Тут уже в некотором роде нужно давать определенную финансовую свободу руководителям отделов, иначе вы вставите огромную палку в колеса самому же себе. Например, когда на покупку столов и стульев для новых сотрудников, руководитель отдела бежит согласовывать это с вами. Или, когда, необходимо купить стеллажи и оборудование на склад. Я повидал много компаний, где дела иногда доходят до абсурда, и приходится согласовывать чуть ли не печать визиток сотрудникам для участия в какой-то конференции или выставке.

Контроль за деньгами (финансами) компании

Конечно, когда у отделов есть свои бюджеты, их необходимо контролировать. И контролировать не только расход денег, но и эффективность этих расходов. Учитывать расход денег не сложно, для этого нужна просто учетная система типа 1С или CRM. А вот эффективность оценивать значительно сложнее. Тут стоит вводить некие показатели для отделов, по которым вы будете оценивать их эффективность. Если показатель растет систематически – значит есть толк, если нет, надо разбираться, что мешает. Это уже совсем другая большая тема, затрагивать ее сейчас не буду, просто приведу пример того, что я имею ввиду. Например, для вашего отдела доставки, один из показателей его эффективности может быть пропускная способность — сколько доставок делает курьер в день (в среднем). Если он растет, значит отдел идет в правильно направлении. Конечно, тут есть определенный физический предел, выше которого вы не сможете поднять показатель, но вы будете видеть, что он не падает и контролировать его. Для отдела продаж, один из показателей может быть результативность звонков от клиентов или показатель не отвеченных звонков.

И конечно, давайте вашим руководителям и сотрудникам возможность ошибаться в определенных диапазонах дозволенного. В том числе и финансово. Они тратят не ваши деньги, а деньги компании, поэтому относитесь к этому спокойнее, но контролируйте. Если ваши сотрудники не будут ошибаться, они никогда ничему не научатся, и будут сбрасывать с себя ответственность. Мол, вы же сами Иван Иванович, мне бюджет подписали на реорганизацию отдела логистики… ну вот так получилось, что тут сделаешь?! В итоге, все повиснет на вас, и ваши руководители вместо помощи в развитии компании будут безответственными, «прячущимися» в любой непонятной ситуации, как маленький мальчик за маминой юбкой.

Для тех же, кто только планирует заняться бизнесом и имеет некий стартовый капитал. Рекомендую также, разделить его на деньги «на бизнес» и «на себя». Например, если с работы вы уже уволились, а бизнеса еще нет, то потребуется определенная сумма денег, на которую вы будете жить, а остальная пойдет на бизнес. И вы, ни в коем случае, не должны их смешивать. Иначе будет очень велик соблазн либо ущемить развитие компании, взяв себе больше денег. Либо наоборот, вливать в бизнес те деньги, которые вы отвели на себя. Это тоже ни к чему хорошему не приводит. Хотя предпринимателям порой приходится ужиматься.

В общем, друзья, разделяйте и властвуйте своими финансовыми потоками, и потоками своей компании! Как всегда, буду признателен, если вы поделитесь в комментариях своим опытом управления деньгами, как успешным, так и не очень.