Персональный блог Сергея Сальникова

+7 (917) 599-46-93

Бизнес в период кризиса — время возможностей или отчаяния?!

Бизнес в период кризиса - время возможностей или отчаяния?!

Как же часто мне приходится слышать – «кризис на дворе, какой к черту бизнес», «доллар вон как скачет бешено, работать просто невозможно» или «перестали покупать как прежде – это кризис виноват» и т.д. В общем, огромнейшее количество отговорок, чтобы не поднимать свою драгоценную с дивана. Сегодня, я хочу поговорить на тему, так ли страшен черт, как его малюют?! И что такое кризис – это время возможностей или время отчаяния?

У кризиса существует огромное количество минусов, но там, где многие видят проблему, успешные и матерые предприниматели видят возможности для своего бизнеса. Я не хочу сказать, что кризис – это наилучшее время для того, чтобы делать деньги, однако, давайте рассмотрим почему кризис – это хорошо!

  1. Чистка «организма». По моим наблюдениям, более 80% всех интернет-магазинов – это небольшие «семейные бизнесы» (до 10 заказов в сутки), часть из которых порой работают очень плохо… они буквально собраны на коленке. Во время кризиса, подобные магазины начинают закрываться очень быстро, освобождая работу более сильным игрокам. Среди больших магазинов, тоже есть слабые звенья, которые достигли чего-то по чистой случайности и в период кризиса руководители не понимают почему их якобы успешный бизнес начал рассыпаться как карточный домик. В итоге, рынок сам себя очищает в процессе естественного отбора.
  2. Свежие силы. Появляются сильные игроки, которые могут думать не только о сиюминутной прибыли, но и о долгосрочных перспективах бизнеса. Компании становятся более клиентоориентированными. Что в свою очередь только улучшает рынок.
  3. Оптимизация бизнес-процессов. В действующем бизнесе начинают появляться «трещины», а это очень хороший сигнал понять в каком месте есть слабые звенья и вовремя из заменить. И чем моложе компания, тем проще обычно бизнес-процессы, и тем легче их оптимизировать. Это отличный задел на будущее, чтобы в последующем ваш бизнес был отличным транспортом в мир денег и бизнеса, а не старой гнилой телегой, которая развалится на первой же кочке.
  4. Саморазвитие. Как правило, кризис – это отличная пора для саморазвития. Т.к. в определенный момент начинаешь понимать, что ничего толком не понимаешь. И перед человеком встает выбор, либо вырасти в профессиональном и личностном качестве, либо «слиться».
  5. Экономия. Кризис – отличное время научиться распоряжаться средствами более эффективно. Средствами, как финансовыми, так и людскими. Время перестать покупать ненужные безделушки и сосредоточится на главном. Также в кризис, как правило, дешевеет аренда коммерческой недвижимости, и есть возможность переехать в долее просторный офис за те же деньги, или перебраться в более выигрышное месторасположение, для ваших клиентов или ваших логистических процессов.
  6. Новая страница в жизни. Ну и на наконец, для тех кото уволили с работы, это прекрасная возможность попробовать себя в роли предпринимателя и перестать быть зависимым от чужого дяди.

В общем, это далеко не полный список плюсов, которые можно получить от кризиса. Кто-то может, наверное, упрекнуть меня в том, что я понятия не имею что такое работать в кризисные времена. Однако, интернет-магазин, основателем которого я являюсь, начинал свою деятельность в 2007 году. А с 2007 по 2009 год, была первая волна мирового экономического кризиса. В последующие годы была вторая волна и т.д. В общем, мне далеко не повезло с экономической обстановкой, и это, кстати, было отличной школой в моей закалке. Ну и конечно, кризис не помешал достичь оборота магазина более 1 миллиарда рублей.

Надуюсь, что я смог вас немного убедить с том, что кризис – это повод начинать шевелиться, а не ныть. Ведь рано или поздно, кризисные времена закончатся и рынок заполонит огромнейшее количество дилетантов, которые буду составлять вам конкуренцию, и отнимать ваш хлеб.

А дальше, хотелось бы затронуть наиболее часто задаваемые мне вопросы и прокомментировать свое видение на их счет. И так, поехали!

Покупательская способность падает?

В ряде ниш, действительно есть спад продаж. Иногда даже очень сильный. Люди начинают ужиматься, и как писал выше, перестают покупать себе ненужные вещи. Конечно не все, но в целом спад наблюдается. И не обязательно тут есть зависимость от стоимости вашего товара. Например, в ряде ниш, потенциальные покупатели начинают более тщательно подходить к выбору товаров и останавливаются на более дорогих и более долговечных товарах.

Если посмотреть на рынок в целом, то он растет. В непростые 2014 и 2015 годы, покупательская способность только увеличивалась. Если сегодня объем рынка электронной коммерции оценивается примерно в 650 млрд. рублей, то к 2018 году, прогнозируют достичь отметки близкой к 1 триллиону рублей. Вопрос лишь только в том, будете ли вы у стола с этим прекрасным и вкусным пирогом…

Объем и прогноз рынка электронной коммерции в РФ

Многие действующие предприниматели любят пожаловаться на то, что до кризиса у них было много продаж, а потом их становилось все меньше и меньше, и в итоге они потеряют львиную долю. Это происходит потому, что клиент изменил свои интересы к покупкам. Допустим вы занимаетесь продажей посуды для приготовления пищи и у вас упали продажи… А люди что, есть меньше стали? Им посуда для приготовления не нужна?! Или они всем двором теперь выходят на улицу и варят суп в одном котелке на костре? Конечно нет! Ничего не поменялось, только акценты покупок сменились. Если раньше клиенты позволяли себе покупать дорогие бренды и мирились с переплатой за имя, то сегодня более тщательно подходят к вопросу цена/качество. И если у вас падают продажи, значит у вас либо нет того ассортимента, который ищут ваши клиенты, либо ценовая политика не приемлемая, либо еще что-то. Грубо говоря, вам нужно следовать за вашим клиентом, а не ждать его на одном месте, надеясь на чудо. Если озеро почти пересохло, вам нужно искать новое место для ловли рыбы… Расширяйте ассортимент, предлагайте услуги, в которых ваши клиенты нуждаются, улучшайте сервис, радуйте ваших клиентов приемлемыми ценами и т.д.

Что делать со скачущим курсом валюты?

Конечно, ничего хорошего в этом нет. Особенно для тех магазинов, которые закупаются в валюте. А у тех, у кого еще и учет товаров постоянно идет, например, в долларах, вообще приходится не сладко. Доллар вырос, выросла закупочная цена, и в след за ней выросла цена продажи. А более высокая цена отразилась на спросе. Вот вам и падение продаж на лицо.

Скачки валюты - курс доллара и евро

Я не всегда понимаю предпринимателей, которые рассказывают, как их душит большой курс доллара. Так и хочется их спросить – «А что у конкурентов курс другой? Или может у поставщиков?». Все находятся в равных условиях, в одной экономической реальности. Только кто-то вырабатывает решения для лучшей устойчивости своего бизнеса, а кто-то постоянно «скулит».

Важным ключевым звеном в бизнесе, является сам руководитель. Если он поддался на панику и опустил руки – знайте до краха бизнеса осталось совсем не много, если ничего не поменяется.

Люди перестали работать, что делать?

Наверное, третий по популярности вопрос касается персонала. Мол я сократил издержки, уволил неэффективных сотрудников, но оставшиеся люди все равно не хотят продуктивно работать. И откуда брать высокоэффективных сотрудников, ведь сегодня рынок труда заполонили уволенные неэффективные сотрудники?!

На самом деле, этот вопрос вообще имеет мало общего с кризисом. Далеко не каждый руководитель может определить неэффективного сотрудника. И в период сокращения персонала под раздачу попадают и классные специалисты, которые не могут показать свою эффективность в связи с кривизной бизнес-процессов в компании и очень слабой мотивацией. Кризис – это отличная пора пересмотреть мотивацию сотрудников, и разработать для них серьезную мотивационную программу, а также наладить свои бизнес-процессы. Про мотивацию я уже писал статью – «Основные принципы мотивации персонала», можете с ней ознакомится.

А при найме новых сотрудников, необходимо подходить к этому вопросу максимально кропотливо. Также, как вы себе дом выбираете или автомобиль. Многие, к сожалению, берут первых попавшихся с неплохим резюме и готовых работать на оглашенных условиях.

Что имеем в итоге

А в итоге мы имеем достаточно хороший климат для создания своего бизнеса. Если вы устойчивый и целеустремленный человек, то без проблем подвинете слабых игроков или вовсе выкинете их с рынка. Бизнес — это естественный отбор, тут выживает либо сильные, либо хитрые. И не бойтесь конкуренции, как писал выше, 80% интернет-магазинов – это маленькие «семейные бизнесы», которые без проблем можно подвинуть на рынке. Кризис – это конечно не гарант вашего успеха, но построить успешную компанию в период кризиса проще, т.к. большое количество «трещин» вы видите сразу, и разобравшись с ними на этапе строительства фундамента вашего бизнеса, вы имеете больше шансов создать успешную в будущем компанию. Короче говоря, дерзайте!

Понравилась статья?

Подписывайся и узнавай о новых статьях первым!

Уже подписалось 215 человек.

Метки: #, #, #, #, #, #, #, #

Комментарии